Публичная оферта
Покупатель, ознакомившейся с офертой и желающий принять ее условия, должен совершить акцепт (ст. 438 ГК) , т.е. действия, которые указаны в оферте.
Акцептом могут считаться :
совершение регистрации на Сайте;
заполнение регистрационной формы;
заполнение заказа и т.д.
Пункт 20 Правил дистанционной торговли вводит для интернет-магазинов особые правила. Он актуален для интернет-магазинов, когда продажа осуществляется именно дистанционным способом и указывает, что договор в таком случае может считаться заключенным с двух моментов:
с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;
или
с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Именно этот, второй вариант необходимо указать в оферте в качестве акцепта.
Обратите внимание, что согласно Правилам дистанционной торговли акцепт покупателя должен содержать ряд сведений:
а) полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
г) обязательства покупателя.
В соответствии с Правилами дистанционной торговли до момента акцепта оферты покупатель должен быть ознакомлен со следующей информацией:
основные потребительские свойства товара;
адрес (место нахождения) продавца;
место изготовления товара;
полное фирменное наименование продавца;
цена и об условия приобретения товара, о его доставка, срок службы, срок годности, гарантийный срок;
порядок оплаты товара,
срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Это значит, что данная информация должна быть доступна покупателю до того, как он совершит действия, которые признается акцептом. Например, эту информацию можно разместить рядом с товаром.
Надо признать, что на практике очень малое количество интернет-магазинов соблюдают это правило. Часто такой информации не содержится и в самой оферте, а это значит, что с точки зрения закона договор может быть признан не заключенным.
Что еще нужно указать в оферте?
Сопроводительные документы и принадлежности товара (Укажите, какие именно документы будут приложены к товару). Например, если кассовый чек выбиваете не вы, а курьерская компания, имеет смысл прямо оговорить это в оферте. Тем самым вы снимете множество вопросов у покупателя.
Гарантийный срок и гарантийные обязательства.
Согласие на обработку персональных данных покупателя (с указанием какие именно данные обрабатываются). Если вы передаете данные покупателя третьим лицам (например, курьерской компании) обязательно укажите это;
Порядок доставки товара. Укажите, какие именно документы должен иметь при себе покупатель, как именно он должен осмотреть товар, какие документы должен подписать.
Порядок оплаты товара. Укажите, какими способами покупатель может заплатить за товар. Если вы взимаете дополнительную плату за доставку или иные услуги (например, примерку) обязательно укажите это.
Порядок возврата товара.
Порядок направления и рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке. Обратите внимание! Вы можете установить обязательный досудебный претензионный порядок. Это значит, что покупатель перед обращением в суд должен сначала обратиться с претензией к вам.
Таким образом, самое главное для интернет-магазина:
разместить необходимую информацию на сайте, предоставив покупателю возможность предварительно с ней ознакомиться, как и требует закон;
точно определить какие действия покупателя означают, что он принял условия договора;
максимально четко оговорить в договоре все условия по приобретению и доставке товара.
P.S. Комментарий исполнительного директора Ассоциации компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) Ивана Кургузова:
- Как следует из существующего законодательства, интернет-магазин не обязательно торгует дистанционным способом, т.е. фактически не все способы продажи подпадают под действие правил дистанционной торговли.